Бизнес и люди. Природа конфликта.


Один из показателей современного эффективного управления - отсутствие деструктивных конфликтов в коллективе. Действительно, компетентный руководитель владеет мастерством управления возникающих конструктивных конфликтов и своевременного предотвращения конфликтов деструктивных. И что немаловажно - он не отрицает наличие конфронтаций в рабочей среде, а считает их вполне естественными и неизбежными. Базой этого знания является понимание системы взаимоотношений организации (бизнеса) и сотрудника (человека), каждый из которых ориентирован на удовлетворение собственных потребностей.

Представим себе бизнес не как осязаемую материальную организацию, а как некую абстрактную сущность со своими интересами. Каковы интересы бизнеса, его цели? Ответ очевиден, цель любой коммерческой деятельности - извлечение доходов и максимальной прибыли. Чем выше прибыль, тем само-собой лучше. Но сама по себе прибыль не генерируется, необходимы ресурсы для её извлечения. И прежде всего, в классической модели бизнеса, необходимы трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы — это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, дающими возможность трудиться. Это люди, большая часть из нас. Итак, есть бизнес, с безудержным стремлением к обогащению и есть люди, которые обеспечивают жизнедеятельность бизнеса. И несмотря на невозможность существования отдельно и зависимость друг от друга, отношения в этой паре далеки от идеальных. И причин тут несколько.

Первая причина и первое противоречие – деньги, материальные блага. В противовес прибыли существуют издержки бизнеса, существенную часть которых составляют расходы на персонал. Нужны ли они бизнесу? Конечно нет, но от этих расходов не уйти, не хотят люди работать безвозмездно, никак не хотят. И мало того, что они не хотят работать безвозмездно, так каждый ещё и желает получать максимум материальных благ от бизнеса. Я думаю, вряд ли среди адекватных и психически здоровых людей есть такие, кто не желал бы получать большую заработную плату, например. Таким образом, в этой точке отношений, мы наблюдаем взаимоисключающие желания сторон, связанные с претензиями на определенный ресурс и являющиеся поводом к конфронтации.

Второе противоречие связано непосредственно с самой работой, если точнее – с прилагаемыми трудозатратами. Бизнес заинтересован в том, чтобы люди работали на пределе своих сил и возможностей, отдавались работе полностью, 24/7, без перерывов на обед. Такой вот интерес - платить меньше и при этом получать максимум отдачи. Ничего не напоминает? Самое настоящее рабство. В этом идеал бизнеса, который, к радости, не может быть реализован в современном обществе. Идеал человека противоположен – работать как можно меньше (а в идеале не работать вообще) и получать при этом максимум благ. Да-да, именно так, без лирики и сантиментов. Наши предки смогли выжить именно потому, что десятки тысяч лет учились экономить и грамотно использовать ресурсы, а мы, современные люди, недалеко от них ушли в этом вопросе. Минимум усилий – максимум благ. И подобное отношение к трудозатратам, как к ресурсу, не может не провоцировать конфликтные ситуации при взаимодействии сторон.

Исходя из вышеперечисленных противоречий, дела обстоят так, что абстрактный бизнес и реальные люди, при контакте друг с другом, являются источниками серьёзной и неизбежной конфронтации. Настолько серьёзной, что они в принципе не могут сосуществовать вместе, исключительно в рамках своей взаимоисключаемой направленности. Это как тиски, которые без усилия не получится сжать. Но так как в реальной жизни бизнес и люди в нем как-то уживаются, значит есть некая сила, которая эти самые тиски сжимает. И сила эта в менеджерах-руководителях и специалистах по работе с персоналом (при условии, что они являются партнёрами бизнеса, а не исполнителями). Именно руководитель является посредником, неустанно ищущим “золотую середину” между потребностями бизнеса и его наёмными сотрудниками. Задача нелёгкая, ведь так сложно быть в центре этих “управленческих тисков”, лавируя, пытаясь быть угодным сторонам, нивелируя противоречия, не переходя границы. Чуть сместился в сторону бизнеса и потерял связь с людьми, стал для них чужим. А если сместился в другую сторону, то уже сам бизнес с недоверием смотрит на руководителя, на той ли он стороне?

В задаче сжать управленческие тиски, найти верный контакт между бизнесом и людьми, проявляется истинное мастерство руководителя. Планировать и организовывать процессы, да так, чтобы они работали, верно определить мотивацию и мотивировать, контролировать и корректировать отклонения, объединять, развивать, предвидеть – вот он тяжкий труд управленца. Быть посредником, между молотом и наковальней, в вечном конфликте человека и бизнеса приводя в движение управленческие тиски.