Роли в конфликте.


Конфликт часто похож на театральное действие со своей завязкой, кульминацией, эпилогом и даже лирическим отступлением. И стоит ли удивляться тому, что в этом действии есть свои герои, плохие или хорошие, добрые или злые, харизматичные и не очень. При всем разнообразии участников конфликта их можно разделить на 4 категории или роли.

И если театр начинается с вешалки, то конфликт, подобно пламени, начинается с искры. Роль искры играет Инициатор, именно он является ядром конфликта, несет в себе энергию его дальнейшего существования. Интересно то, что при развитии конфликта инициатор часто отступает на второй план, находится в тени и не принимает активных действий в противостоянии, отводя себе роль наблюдателя, так сказать подпитывая конфликт необходимой энергией. Он подобен воспаленному нерву в больном зубе, который зудит, ноет и не дает покоя. Не виден и не заметен. И можно сколько угодно ухаживать за больным зубом, прикладывать лекарства, делать компрессы, да хоть танцы с бубном вокруг него танцевать, все это в лучшем случае приведет к незначительному снижению боли, но пока будет существовать воспаленный нерв проблема не решится.

Инициатор является автором постановки, но роль режиссера отведена Организаторам. Организатор это тот, кто продумывает и осуществляет само действие. Организует и реализует план конфронтации, просчитывает варианты и действует. Если мы хотим разжечь костер, то одной только искры не достаточно, необходимо чтобы кто-то принес дрова, специальным образом их разложил, обеспечил новыми дровами, когда прогорят старые. Это и есть работа Организатора. Составить план действия и обеспечить его исполнение. Инициатор и Организатор часто одно лицо, но когда мы говорим о конфликте в который вовлечено некое множество людей, вполне допустимо, что среди этой массы отдельно существует Инициатор, постоянно передающий конфликту импульс. Дело в том, что его как правило трудно определить, так как мы наблюдаем активность процесса и видим действующих в нем лиц, ошибочно считая их инициаторами. Мы видим волны на море, но нам скрыты подводные течения и колебания поверхности дна благодаря которым эти волны возникают. И перед тем как решать конфликтную ситуацию, нам необходимо выявить Инициатора, так как даже в случае нейтрализации Организаторов его энергии хватит чтобы найти новых исполнителей его воли.

Зрители театральной постановки являются Пособниками, ведь именно благодаря купленным билетам артисты выходят на сцену, отрабатывают свои роли, в конце-концов, в принципе, ходят на работу. Функция Пособника состоит в обеспечении стороны конфликта необходимыми ресурсами. Любой конфликт, особенно при участии большого количества людей чрезвычайно энергозатратен, в своей деструктивной стадии он поглощает множество ресурсов: энергию, силу, время, деньги, прочие материальные и нематериальные ресурсы. И часто Организаторы ограничены необходимыми средствами для продолжения конфликта и вот тогда возникает необходимость в Пособнике, который явно не является активным участником конфликта, но при этом обеспечивает его всем необходимым.

Посреднику отведена особая роль. Он также не является явной стороной конфликта и принимает в нем участие как миротворец, который примиряет враждующие стороны. Посредником может быть тот, кто имеет либо авторитет между сторонами конфликта, либо обладает значительной силой для примирения сторон. И если Организатор обдумывает и воплощает в жизнь стратегию конфронтации, то Посредник осуществляет стратегию примирения. Эффективность Посредника не в последнюю очередь зависит от его опыта решения конфликтов, от умения дистанцироваться от соблазна встать на чью-то сторону, но при этом и от умения вникнуть в суть противостояния, разобраться и часто уметь генерировать нестандартные решения. Работа Посредника чрезвычайно сложна, укротить негативную энергию и перевести её в позитивное русло является трудной и кропотливой работой, требующей определенного мастерства и профессионализма.

Пример: В одной компании стали происходить задержки выплаты заработной платы. Первый месяц, второй, третий. Конечно же мало кто из сотрудников мог бы быть этим доволен, но все терпели, переживая вместе с бизнесом не самые лучшие его времена. Терпели все кроме одной сотрудницы отдела маркетинга, назовём её Марией, которая сидя на своем рабочем месте с 9 утра до 18 часов вечера постоянно причитала о том, как же плохо работодатель относится к своим работникам, как он их не уважает, не понимает и не ценит, если позволяет себе выплачивать заработную плату с задержками! Первый месяц коллеги просто не обращали внимание на тот фон, который создаёт Мария, терпеливо ожидая позитивных изменений в бизнесе и списывая всё на особенности характера коллеги. Но задор Марии не ослабевал, на второй месяц к её словам начали прислушиваться. Терпение коллектива лопнуло на третий месяц, когда кто-то из коллег не выдержал и предложил уже как-то решить вопрос! Коллектив решил идти к генеральному директору и в ультимативной форме требовать прекращения задержек в выплатах. Масло в огонь подлила финансовый менеджер Ольга, которая в курилке, по большому секрету, поделилась информацией (ресурс!) о действительном движении денежных средств в компании и оказалось, что дела у бизнеса обстоят не так уж и плохо! И вот, доблестные представители маркетинга стоят в кабинете директора и озвучивают свой ультиматум. Важно сказать, что сам директор был человеком суровым и решительным, привыкшим решать всё сразу, без лирики и сантиментов. Решение его оказалось простым и жёстким, он потребовал от каждого из посетителей принести ему в течение дня заявления на увольнение! Уволить почти весь отдел маркетинга! Почти, потому что среди активной группы не было одного сотрудника. Да, да, да, вы догадались правильно! Мария сидела на своём рабочем месте и как и прежде создавала видимость работы… Если бы не дальнейшее участие службы персонала, которая неимоверными усилиями примирила маркетинг и генерального директора, проблемы в компании были бы неизбежны. А Мария и дальше продолжала работать, сотрясая воздух недовольством позицией руководства, мягко, но системно генерируя негативный фон. Я думаю, что вы верно определили действующих лиц конфликта. Если нет, то я представляю вам актеров и их амплуа:
Инициатор - Мария.
Организатор - остальной коллектив отдела маркетинга.
Пособник - финансовый менеджер Ольга.
Посредник - служба персонала.


Этот пример имел место быть на самом деле, хотя имена и названия подразделений изменены. Это отличная иллюстрация распределения ролей в конфликте, которая демонстрирует нам его возможное наполнение и внутреннее многообразие. Заставляет задуматься над тем, что скрыто под его поверхностью, даёт понимание и ключи к его решению.

Удачи Вам в решении конфликтов!